Экспертиза технического состояния автомобиля Москве.
Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза предполагает оценку состояния транспортных средств, выявление изменений, произошедших с ними, и поиск причин, вызвавших эти изменения. Она может проводиться после ДТП, для установления его причин, обстоятельств и полученного ущерба, но заключение экспертов требуется и в других ситуациях, когда нужно установить наличие дефектов и определить вызвавшие их причины. Обычно это связано с поломками автомобилей в течение гарантийного срока либо после проведения ремонтных работ. Экспертиза транспортного средства квалифицированными специалистами по всем существующим нормам, в том числе для предоставления в суде – одна из услуг Бюро независимых экспертиз.
Зачем проводится исследование
Главная задача, которая ставится перед экспертами, - установить факт наличия дефектов автомобиля и выяснить причины, по которым они возникли. Если это автотехническая экспертиза после ДТП, то требуется также восстановить обстоятельства аварии, дать объективную оценку ситуации. Предметом экспертизы становятся:
• Обстоятельства ДТП.
• Оценка ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
• Поломки и дефекты, возникшие в течение гарантийного срока либо после проведения ремонтных работ.
Суду исследование позволяет восстановить объективную картину происшествия и определить его виновников. Если инициатором экспертизы является одна из сторон спора, она дает возможность избежать серьезных финансовых проблем, доказав свою невиновность и тем самым получив право требовать компенсации ущерба. Задачи, которые решает исследование, можно объединить в несколько групп:
• Технические вопросы, связанные с оценкой состояния автомобиля, его узлов и агрегатов, двигателя и ЛКП.
• Вопросы, анализирующие состояние авто после ДТП и действия автомобилиста. Эксперт анализирует, насколько они соответствуют правилам дорожного движения, а также оценивает, была ли у водителя возможность предотвратить ДТП и как он ее использовал.
• Вопросы о состоянии дорожной инфраструктуры и окружающих условиях. Часто именно они становятся причиной аварий, поэтому такие факторы обязательно учитываются при анализе обстоятельств происшествия.
Автотехническая экспертиза при ДТП - это возможность получить полную, объективную картину происшествия, всесторонне исследовав обстоятельства аварии и ее механизм. В результате определяется степень вины участников движения или выявляются третьи лица, которые также причастны к возникновению ДТП. Это, например, могут быть дорожные службы, которые содержат полотно в неподобающем состоянии или не установили соответствующие знаки при проведении дорожных работ.
В задачи автотехнической экспертизы входит также оценка состояния транспортного средства. Оцениваются характер и объем повреждений, делается вывод о сложности и объеме ремонтных работ, необходимых для восстановления автомобиля. Такое исследование обычно требуется, если возникают сомнения в качестве ремонта или дополнительного оборудования, установленного на авто, а также при обнаружении заводских дефектов на гарантийном сроке.
Проведение экспертизы целесообразно, если невозможно решить спор без привлечения экспертов, а также если размер материального ущерба, нанесенного пострадавшему, вызывает сомнения у одной из сторон. Исследование имеет и другие названия – его называют, например, дорожно-транспортной экспертизой, автотранспортной или транспортной. Большое количество наименований – отражение широкого круга задач, которые решает исследование.
Как назначается экспертиза
Назначение автотехнической экспертизы после ДТП судом – обязательный этап уголовных дел, возбужденных после дорожно-транспортных происшествий. В гражданских делах она может быть назначена судом или по ходатайству одного из участников процесса. При этом важно понимать, что исследование не определяет виновника – это прерогатива суда. Экспертиза лишь устанавливает, кто допустил нарушения, их характер и влияние на возникновение происшествия, а также его последствия.
Автотехническая экспертиза ДТП может быть назначена на любой стадии дела – в процессе расследования, дознания, предварительного следствия или уже во время рассмотрения в суде. Порядок назначения следующий:
• Подается в ходатайство с указанием оснований и доводов для проведения исследования.
• Формулируется перечень вопросов к экспертам.
• Подписанное заявителем ходатайство подается должностному лицу.
• Если ходатайство удовлетворено, назначается экспертиза. Если поступил отказ в удовлетворении, он может быть обжалован.
Выносится определение о назначении экспертизы, в котором указываются исходные данные. Это состояние дорожного полотна, состояние ТС, сведения о дорожной обстановке на основе протокола с места происшествия и объяснений его участников. Если инициатор исследования считает, что в постановлении изложены ошибочные данные, он также может его оспорить с помощью опытного юриста.
Виды автотехнической экспертизы
Автотехническая экспертиза – сложный процесс, включающий необходимость изучения множества аспектов. В связи с этим она подразделяется на несколько видов, каждое из этих исследований имеет свой предмет и свои задачи.
Экспертиза состояния ТС
Главная цель – определение неисправностей автомобиля, причин их появления, трудоемкости и стоимости устранения. Экспертиза состояния транспортных средств проводится при ДТП – например, если нужно выяснить, могла ли неисправность стать его причиной. Необходимость в ней возникает и в случае споров, связанных с нарушениями прав потребителей. В частности, может быть выявлен производственный брак, возникший по следующим причинам:
• Ошибки при сборке.
• Нарушение технологии производства.
• Использование некачественных материалов.
• Ошибки в конструкции модели.
Своевременное обнаружение таких дефектов особенно важно, если не истек гарантийный срок. В этом случае ремонт авто должен быть осуществлен за счет производителя. При проведении исследования эксперты используют современные методы анализа и инструментальные технологии.
Экспертиза обстоятельств ДТП
Задача исследования – реконструировать происшествие, изучить сопутствующие ему факторы и обстановку. Экспертиза механизма ДТП особенно важна, если нет четких свидетельских показаний, поэтому отсутствует возможность объективно восстановить картину произошедшего. Эксперты изучают:
• скорость движения до торможения;
• наличие технической возможности избежать столкновения;
• правила дорожного движения на участке дороги, где произошло ДТП, разрешенная скорость;
• преимущественное право проезда;
• длину тормозного и остановочного пути;
• минимально допустимую дистанцию между ТС;
• особенности дорожного полотна.
Чаще всего к изучению данных привлекаются другие эксперты – например, дорожные инженеры и метеорологи. Это позволяет сделать экспертизу обстоятельств ДТП максимально объективной, а ее данные – полностью соответствующими действительности и полученными в результате профессионального многокомпонентного анализа.
Автооценочная
Основная задача исследования – изучение полученных автомобилем повреждений и оценка ТС с их учетом для дальнейшей продажи или возмещения ущерба. Такая экспертиза транспортного средства определяет его рыночную цену либо стоимость восстановительного ремонта. Проводится обычно в следующих случаях:
• Чтобы представить полученные данные в суде. Проведение судебной автотехнической экспертизы необходимо, если нужно определить стоимость автомобиля и размер компенсации его владельцу. Обычно это дела о ДТП, хулиганстве, порче имущества.
• Если авто является частью совместно нажитого имущества, которое делится при разводе и при разделе которого у супругов возникают разногласия относительно его стоимости.
• Когда машина является частью уставного капитала предприятия.
• Если автомобиль выступает залогом для получения кредита в банке.
• При утилизации машины, списании ее с баланса компании.
• Для оценки объема утраты товарной стоимости.
• При оформлении наследства.
После ДТП подобное исследование проводится, если необходимо определить размер ущерба, который был причинен ТС. Участники подобных разбирательств часто спорят относительно размера компенсации, поэтому такой вид автотехнической экспертизы ДТП особенно популярен.
Экспертиза дорожных условий
ДТП не всегда происходят по вине водителей. Нередко они случаются из-за плохого состояния дорожного полотна, отсутствия или неправильного нанесения разметки. Оценить участок дороги, на котором случилось происшествие, с этой точки зрения – задача дорожно-транспортной экспертизы. Примеры ошибок в организации движения, которые она может выявить:
• Неправильная установка знаков – например, отсутствие знака, который предписывает уступить дорогу. Опасность в этом случае возникает для водителей, которые едут по второстепенной дороге. К этой категории нарушений относится и плохая видимость знака – если он скрыт за деревьями или недостаточно хорошо освещается в темное время суток.
• Неработающие светофоры или работающие некорректно. В обязанности дорожных служб входит мониторинг их состояния и своевременное устранение неисправностей.
• Отсутствие разметки там, где она должна быть, или ее неправильное нанесение. Если, например, с помощью разметки не обозначен запрет выезда на встречную полосу, то водитель, сам того не желая, может создать аварийную ситуацию.
• Наличие трещин, ям на дороге, которые могут ухудшить сцепление, нарушить управляемость транспортного средства.
• Ошибки в организации обочины, отсутствие защитных ограждений.
В список задач автотехнической экспертизы в этом случае входит изучение документов, анализ фото- и видеоматериалов, свидетельских показаний, осмотр участка дороги, где случилась авария. На основе этих данных эксперт делает выводы о том, насколько повлияла неправильная организация движения на возникновение ДТП.
Транспортно-трасологическая
Так называется дорожно-транспортная экспертиза, которая анализирует следы на месте происшествия. Она позволяет выяснить, как автомобили были расположены относительно друг друга в момент аварии, траектории их движения как перед столкновением, так и после него. Транспортно-трасологическая экспертиза изучает также осколочные части машин, их повреждения и другие следы, которые остались на месте ДТП.
Порядок проведения
Порядок проведения экспертизы, права и обязанности экспертов определяются Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Требования к независимым специалистам и их компетенции также определяются Федеральным законом № 40-ФЗ «Об ОСАГО» и Федеральными стандартами оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ. Общий алгоритм, по которому проводится судебная автотехническая экспертиза:
• Принимается решение о проведении исследования – судебными, следственными органами или частными лицами, которые имеют право обратиться к аккредитованным независимым экспертам.
• Консультация с экспертом. В ходе нее выясняется, какой именно вид автотехнической экспертизы целесообразно провести, формулируется список вопросов. На предварительной консультации становится понятно, сколько экспертов должны участвовать в исследовании, и определяется его предварительная стоимость.
• Предоставление эксперту документов, необходимых для анализа и объективного заключения.
• Проведение экспертизы специалистом. Результатом должно стать формулирование заключения с ответами на вопросы, которые были поставлены перед экспертизой. К заключению прилагается подробное описание всех действий эксперта, а также копии документов, полученных им от заказчика.
• Заключение передается инициатору исследования. Специалист, выносивший заключение, может быть вызван в суд для его разъяснения.
Законом установлено, что стороны, участвующие в споре, могут принимать участие и в осуществлении экспертизы. Задача эксперта – проинформировать их о времени и месте проведения основных действий. Например, они информируются, в какое время будет производиться осмотр места происшествия или транспортных средств, и имеют право присутствовать при его проведении.
Необходимые документы
Перечень документов, наличия которых требует дорожно-транспортная экспертиза, зависит от обстоятельств дела, вида исследования. В большинстве случаев эксперту необходимы:
• Технический паспорт, который содержит информацию об основных характеристиках автомобиля.
• Документы для подтверждения личности владельца автомобиля и его право на владение ТС.
• При ДТП потребуются соответствующая справка ГИБДД, показания свидетелей, если они имеются. Также эксперту необходимы все сведения об инциденте, в том числе протоколы ГИБДД с места происшествия. Они должны содержать схемы происшествия, включая геометрические параметры дороги и сведения о дорожном покрытии.
• При споре с автосалоном необходимы документы о купле-продаже авто, гарантия, а также акт выявленных недостатков из автосервиса.
• При конфликте со СТО после ремонта потребуются договор на проведении работ, чек об оплате услуг.
Полный список необходимых документов эксперт составляет, ознакомившись с материалами дела. Например, для экспертизы механизма ДТП дополнительно может потребоваться акт недостатков в содержании дорог, а для исследования дорожных условий – справка о режиме работы светофора.
Продолжительность
Закон не устанавливает конкретные сроки проведения инженерно-транспортной экспертизы и других видов исследования. В целом продолжительность зависит от сложности дела, его обстоятельств, количества вопросов, стоящих перед экспертом. На практике это исследование занимает не слишком много времени – обычно 5-20 дней, срок подготовки заключения зависит от нескольких обстоятельств:
• Состояние автомобиля, сложность поломок и дефектов, возникших после ДТП или производственных, обнаружившихся на гарантийном сроке, появившихся после ремонта на СТО.
• Проведение ремонтных работ после ДТП. В этом случае задачи экспертизы транспортного средства усложняются, а иногда она невозможна вовсе.
• Как давно произошло дорожно-транспортное происшествие. Если не осталось следов на дороге, эксперту придется искать дополнительные данные для анализа, это потребует больше времени.
• Необходимость в использовании сложных технологий и методов анализа для формулировки объективных выводов.
Кто оплачивает услугу
Автотехническая экспертиза – услуга платная, поскольку требует от эксперта немалого количества времени, использования современного оборудования для анализа. Исследование может быть проведено за счет любой из сторон спора, но допускается требование к виновнику возместить расходы. Это касается как назначенной судом, так и независимой экспертизы: пострадавшая сторона может подать дополнительный иск о взыскании расходов на проведение оценки с виновника аварии.
Экспертное заключение
Основной документ, в котором содержатся выводы автотехнической экспертизы любого вида, - заключение эксперта. Оно состоит из нескольких частей:
• Вводная. Содержит информацию об эксперте, подтверждение его полномочий, а также вопросы, которые были поставлены перед ним.
• Исследовательская. Это описание алгоритмов, которые эксперт применял для анализа полученной информации, инженерные расчеты, справочные сведения.
• Заключительная. Выводы, которые сформулировал эксперт, в виде ответов на поставленные перед ним вопросы.
Закон дает право оспорить заключение эксперта. Для этого составляется ходатайство, в котором указывается на ошибочность его выводов или нарушение правил проведения экспертизы ДТП. Еще один способ оспорить выводы – написание независимым специалистом рецензии на заключение с указанием на ошибки. В суд в этом случае будут представлены результаты обеих экспертиз. На основании этих данных принимается одна из них или назначается повторная судебная экспертиза обстоятельств ДТП.
Повторное исследование считается исключительной мерой. Для его назначения нужны существенные основания, только лишь несогласия одной из сторон с заключением специалистов для этого недостаточно. Ходатайство должно быть мотивированным, содержать доказательства недостоверности или предвзятости первого заключения. Для консультации относительно целесообразности подобного ходатайства и его составления необходимо обращаться к специалистам.
Ждать решения суда или подавать ходатайство?
Рядовой автовладелец или участник дорожно-транспортного происшествия далеко не всегда может разобраться во всех ДТП или причинах возникновения поломок. Можно возлагать надежды на назначение автотехнической экспертизы судом, но они оправдываются далеко не всегда. Целесообразнее занять активную позицию и ходатайствовать о проведении исследования по нескольким причинам:
• Одно из самых важных обстоятельств, которое влияет на объективную оценку, - правильно составленные вопросы. Нет никакой гарантии, что суд составит их так, чтобы защитить интересы пострадавшей стороны.
• В гражданских делах очень важно вовремя взять инициативу в свои руки. Иначе это может сделать вторая сторона, заказав экспертизу, и тогда доказать невиновность или причиненный ущерб будет сложнее.
• Сроки проведения исследования во многом зависят от загруженности эксперта. Чем раньше оно будет начато – тем быстрее на руках заказчика окажутся результаты, способные стать самым весомым доводом для выигрыша в споре.
Для правильного составления ходатайства, определения объектов автотехнической экспертизы, формулировки вопросов нужна помощь специалистов. Поэтому первое, с чего стоит начинать защиту своих интересов и прав, если они нарушены, - это обращение к квалифицированному эксперту.
Кто проводит исследование
Согласно законодательству, экспертиза может проводиться как государственными, так и частными компаниями или индивидуальными оценщиками. При этом они должны соответствовать ряду требований:
• Компания или специалист должны иметь лицензию на этот вид деятельности и соответствующую аккредитацию. Квалификация экспертов должна быть подтверждена документально, в том числе с помощью персонального идентификатора, который присваивается каждому оценщику.
• Проведением судебной экспертизы обстоятельств ДТП должны заниматься инженеры или техники, имеющие профильное образование.
• Анализ повреждений автомобиля делается только на тех станциях техобслуживания, которые не занимались его ремонтом после аварии. Благодаря этому удается избежать заинтересованности СТО в результатах исследования.
• Эксперты не должны иметь прямого или косвенного отношения к страховым компаниям или иметь иной интерес в результатах обследования машины или изучения обстоятельств ДТП.
Нередко заключение эксперта становится определяющим аргументом в пользу того или иного решения суда, поэтому очень важно доверять проведение автотехнической экспертизы опытным квалифицированным специалистам. Квалификация экспертов нашей компании подтверждена всеми необходимыми документами. Мы работаем со случаями любой сложности, предоставляя заказчикам подробные, объективные, честные отчеты и всегда защищая интересы клиента.